Выступления наших учителей

 

                    Гимназия №3

                      с татарским языком    

                  обучения

 

Выступления наших учителей

 

 Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции.

Халикова Э.Х., руководитель ШМО классных руководителей                                                             

                                                

         гимназии №3 с татарским языком обучения

 

Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой национального характера. И в советское

время вопросы патриотической работы, становления гражданственности в нашей стране были важнейшей составной частью воспитания граждан.

Начиная с детского возраста и до исполнения возраста призыва на военную дружбу, молодым людям прививались качества будущего защитника, патри-

ота своей Родины.

Проблема воспитания новых поколений россиян с каждым годом звучит все острее. Педагогические проблемы воспитания превращаются в общенацио-

нальную трагедию. Невольно вспоминаются слова К.Д.Ушинского: «Наше призвание - сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет». Сейчас наша социально- общественная обстановка действительно «знойная».  

Наверное, не вызовет спора утверждение о том, что сейчас нравственное воспитание молодежи в стране по сравнению с советским временем резко ухудшилось, отсюда - ее ошибки в выборе жизненных позиций, отношение к защите Отечества, к труду по созданию материальных ценностей, к ветеранам войны и труда.

В процессе формирования современной цивилизованной личности необходимо решать ряд вытекающих из этой доминирующей цели задач. Одной из них является воспитание патриота- гражданина- личности, осознающей свою причастность к происходящим в современном обществе процессам и решению его насущных проблем.

Гармонизация гражданских и патриотических качеств - это одна из сложных проблем, с решением которой сталкивается учитель в повседневной жизни. И решать эту проблему следует с опорой на закономерность психолого- возрастного развития воспитанников.

Как утверждает словарь иностранных слов, «патриотизм» происходит от древнего слова «patris» - родина, в слове «родина» - корень «род», в слове «отечество» явно слышится «отец». Это подсказывает, что работу по воспитанию патриотических чувств надо начинать с воспитания любви к родителям - отцу и матери. Это основа патриотических чувств. Семья- главный институт ребенка- дошкольника, именно в семье он усваивает те нормы отношений к миру, людям, самому себе, родному краю, которые приняты в семье.

Закон РФ «Об образовании» впервые за многие годы отвел должное место родителям как первым педагогам в воспитании и развитии своего ребенка.

История создания и развития семьи прошла длинный путь, но во все времена одной из главных ее функций была воспитательная. Семья передавала не только биологические (наследственные) характеристики, но и психологичес-

кие, а так же духовные, нравственные нормы и ценности.

Переход школы на базисный учебный план повлиял на качественную перестройку исторического и обществоведческого образования. В целях формирования чувств патриотизма, любви к родному краю, уважения к его культуре, прошлому и настоящему, в обязательный национально-региональный компонент республиканского базисного учебного плана включены курсы краеведческой направленности: история Татарстана, география Татарстана, музыка народов Татарстана.

Проблема адаптации школьников к современной жизни ставит перед педагогическим коллективом следующие задачи и актуализирует такие направления педагогической деятельности, как:

1. Нравственное образование и воспитание школьников в качестве граждан России.

Воспитание школьников в качестве граждан России, воспитание уважения к национальным и универсальным ценностям (права человека), способность понимать и принимать свою и чужую культуру должна стать одним из приоритетов исторического и обществоведческого образования. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур.

2. Воспитание учащихся в духе ценностей демократического общества. Основополагающая образовательная и воспитательная задача курсов истории и обществознания в школе - воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, его уникальности, неповторимости. Одна из фундаментальных задач обществознания и гражданского образования - научить школьников объективно оценивать ситуацию и делать самостоятельный осмысленный выбор.

3. Патриотическое воспитание.

Для решения этих задач педагогами используются традиционные и нетрадиционные методы активации интереса к изучению истории Отечества:

1) Урок:

     - урок- персонификация;

     - урок- драматизация;

     - урок- интервью (прием письма от имени участников событий);

     - урок- экскурсия (заочное путешествие);

     - ролевая игра;

     - деловая игра;

2) Внеклассное мероприятие.

Сегодняшние дети особые, потому что их мировоззрение формируется в условиях затянувшегося социально- экономического кризиса. Весь этот кризис общества заслонил кризис образования. Год то года растет количество детей, не посещающих школы по разным причинам. Это трагедия. Это нереализованные способности, потерянные судьбы. Сегодня одни обвиняют во всем дурные гены, другие- школы, третьи - улицу. Сочетание этих слов стало для нас почти синонимом преступности. Вот поэтому в нашей школе создана детская организация: «Союз Наследников Татарстана». Приобретая в школе теоретические знания о государстве, о Конституции, учащиеся применяют их на практике, т.к. в школе существует орган детского самоуправления: Совет Старшеклассников. Участие в самоуправлении развивает инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. Большую роль в воспитании патриота играет классный руководитель. Известно, что нельзя воспитать настоящего гражданина без любви к Отечеству, к своей малой родине. С целью воспитания любви к Родине разработан цикл классных часов: «Россия- Родина моя!», «Татарстан - мой край родной». Нужно отметить, что при подготовке к проведению таких классных часов большую работу проводят сами учащиеся. Они подбирают интересный материал, советуются с классным руководителем, и сами проводят классные часы. Например, об истории нашей гимназии, истории нашего города, о заповедных местах района.

Стало еще традицией ежегодно проводить в гимназии месячник патриотического воспитания (с 1 по 28 февраля). Каждый год к 23февраля проводится смотр-конкурс: строя и песни. Чувство любви к Родине формируется и в процессе изучения литературы. Поэтому ежегодно в школе проводятся просмотры постановок, инсценированной песни о ВОВ. Помимо общешкольных планов и мероприятий, патриотическая работа планируется и проводится в каждом классе отдельно. В прошлом году учащиеся провели большую поисковую работу «Летопись ВОВ», цель которой - записать воспоминания всех участников и очевидцев великого подвига. 9 мая в гимназии прошел праздничный концерт для ветеранов ВОВ и труда, где главными участниками были дети. Гимназия имеет свой музей боевой славы, где экскурсоводами являются учащиеся школы. В этом году на смену выпускникам, которые были экскурсоводами, пришли нынешние пятиклассники и такая преемственность сохраняется во многих мероприятиях связанных не только с патриотическим воспитанием. Наглядность музея постоянно пополняется, так в этом году были переданы личные вещи Игошина Леонида Ивановича (военная карточка, портупея, наградные часы) прадеда Варыпаева Семена ученика 5 класса. Совсем недавно в преддверии 23 февраля прошло большое мероприятие посвященное 30-летию школьного музея, где широкому кругу читателей была представлена книга В.Т.Анисимова: « А родная земля пахнет порохом».                         

В 1998   году были созданы юридические классы. Основной целью и задачей которого является подготовка молодежи к поступлению в юридические ВУЗы, усилению военно-патриотического воспитания. В юридических классах большое внимание уделяется здоровью и успеваемости. Из выпускников юридических классов в настоящее время есть студенты КСЮИ, Академии гражданской защиты, КГУ (юрфак), Казанского филиала Юридического института МВД РФ и других высших учебных заведений. На сегодняшний день мы постарались создать для учащихся юридических классов специальные условия. Под руководством преподавателей для них установлен специальный распорядок дня, и он неуклонно выполняется. Занятия в юридических классах проводят учителя нашей гимназии.

Важнейшей педагогической задачей в юридических классах является воспитание гражданина и патриота Отечества. Работа по реализации ведется в следующих направления:

-Уроки милицейского дела и милицейского искусства. Курсанты проходят строевую и стрелковую подготовку, изучают юридическую документацию;

-Формирование уважительного отношения к символике России, Татарстана. На торжественных построениях звучат Гимны России и Татарстана, выносится флаг;

-Воспитание уважительного отношения к ветеранам войны, труда, к пожилым людям.

Содержание обучения и воспитания включает в себя участие в мероприятиях военно-патриотического направления. Традиционно участие курсантов гимназии в Вахте Памяти ко Дню Победы, в Дне принятия присяги и т. д. На классных часах и в период самоподготовки организуются просмотры видеоматериалов с последующим обсуждением, что является органическим сочетанием обучения и военно-патриотического воспитания.

Привлечение при подготовке к занятиям и обсуждение во время них материалов, посвященных подвигам нынешнего поколения молодежи, выполнявшей свой интернациональный и конституционный долг в «горячих точках», вызывает большой интерес у учащихся и является одним из методов решения воспитательных задач.

Реализация психологических задач:

1. В наше время человек должен быть собран, организован для того чтобы решить…, достичь…, поэтому одной из психологических задач является привитие курсантам навыков самоорганизации. К этому обязывает график жизнедеятельности класса;

2. Для воспитания творческой личности необходимо предоставить ей воз-можность для самореализации. Учащиеся успешно реализуют себя в общественной жизни гимназии: участвуют в мероприятиях, конкурсах.

В 2007 году учащиеся гимназии успешно выступили на районном конкурсе строевой песни, заняв II место, в результате было выступление на празднова-нии посвященному Дню Победы в парке Победы.

В октябре традиционно проводится чествование пожилых людей, в гимназии для приглашенных бабушек и дедушек ребята показывают концерт, а затем проводится чаепитие и вручение подарков. Также ежегодно проводится День Матери, ребята с удовольствием участвуют в таких мероприятиях.Каждый год ученицы старших классов участвуют в районном конкурсе «Татар Кызы», где завоевывают номинации «Очарование», «Хорошая хозяюшка». В это году учащийся юридического класса занял I место в городском конкурсе «Татар Егете».

В будущем необходимо расширить формы патриотической работы в классах ( ввести в практику новые традиции, с сохранением уже имеющихся).         
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".