Выступления наших учителей

 

                    Гимназия №3

                      с татарским языком    

                  обучения

 

Выступления наших учителей

Повышение уровня значимости профессии учителя.
                                                       
                                                          Халикова Эльза Хатыповна
                                                 гимназия №3 с татарским языком обучения
                                                          Кировского района Г. Казани

Значимость труда учителя для социума ни у кого не вызывает сомнений. В мире, пожалуй, существуют две профессии, которые называют самыми главными для человечества: учитель и врач. Формирование личности и ее сохранение - гарантия полноценной жизни общества. А насколько учитель осознает важность своего труда? Велико ли значение этой профессии в жизни самого учителя? На какое место сам учитель ставит свою профессию среди других сфер жизни, таких как семья, досуг, здоровье, личная жизнь? Л.И. Анцыферова утверждает, что пристального внимания заслуживает изучение связи качества развития личности "в одной области социальной действительности (например, труде) с характеристиками развития человека в других сферах ее общественного бытия (в семье, в общении с друзьями и т.п.)" (2001, с. 208). Далее автор отмечает наметившуюся тенденцию к односторонности в изучении личности: внимание уделяется изучению факторов и условий, но то, как "сама личность преломляет эту системную детерминацию через свой внутренний мир", исследуется недостаточно, что "приводит к игнорированию точки зрения самого субъекта, самой личности на окружающие события, на свое поведение" (2001, с. 208-209).
На наш взгляд, проанализировать данную проблему в ее целостности позволяет концепция структурной иерархии смысловой жизненной ориентации человека. В ее контексте необходимо учитывать, что смысл жизни как психологический феномен не сводится к одной-единственной идее, хотя бы и очень важной. Это психическое образование состоит из "больших" и "малых" смыслов, которые составляют динамическую, иерархию. Кроме того, в зависимости от характера соотношения ведущих и подчиненных компонентов данной структуры, их взаимовлияния и взаимозависимости, можно говорить о разных типах структур смысла жизни: гармоничных и дисгармоничных. Мы полагаем, что ценностно-смысловое отношение к педагогической профессии является компонентом структурной иерархии смысла жизни, в качестве компонента влияет на всю структуру в целом и в свою очередь испытывает ее влияние.
В исследовании ценностно-смыслового отношения школьников и студентов к избираемой профессии Д.Н. Завалишина выявила некоторые общие тенденции. Отношение старшеклассников к будущей профессии в целом характеризуется абстрактностью и романтизированностью. У студентов - будущих учителей было выявлено четыре типа значимого отношения к профессии: увлечение, призвание, разочарование и отчуждение. С началом трудовой деятельности динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности состоит в многовариативности этого отношения. "Предельными вариантами являются, с одной стороны, повышение для человека значимости профессионального труда, желание продолжать работу по избранной специальности, с другой - разочарование в профессии вплоть до ухода из нее" (2001, с. 199). Далее автор делает важный вывод о том, что в процессе адаптации к профессии позитивно-смысловое отношение к ней субъекта становится регулятором профессиональной деятельности: "происходит порождение этим отношением новых "малых" смыслов: осознание важности овладения средствами деятельности и приложение реальных усилий по их формированию" (2001, с. 201).
В исследовании Т.В. Максимовой было показано, что педагогическая деятельность может занимать разное место в структуре смысловой жизненной ориентации учителей: во-первых, она может составлять главный смысл существования, во-вторых, не достигая уровня главного смысла, быть "весомым" компонентом этой структуры, и, в-третьих, значимость педагогической профессии может являться периферическим компонентом структурной иерархии смысла жизни. Согласно результатам исследования, благоприятные условия для раскрытия индивидуальности учителя создаются в том случае, когда профессия оказывается доминирующим компонентом структурной иерархии смысла жизни.
Нам представляется интересным изучить взаимоотношения различных сфер жизни учителя в контексте его успешности в профессиональной деятельности, рассматривая ценностно-смысловые отношения к профессии, семье, к своему здоровью, досугу, личной жизни и хобби как компоненты структурной иерархии смысла жизни. В этом случае важно учитывать не только доминантность компонентов и их место в структуре, как это сделано в работе Т.В. Максимовой, но и способ и характер их взаимодействия. Ценностно-смысловое отношение к профессии может занимать обособленное положение по отношению ко всем остальным компонентам иерархии, практически с ними не пересекаясь. Некоторые составляющие могут противодействовать друг другу, конфликтовать, причем совсем необязательно, чтобы в этом случае структура определялась как дисгармоничная. Наконец, все компоненты, взаимодействуя, могут подкреплять друг друга.
Фактором, определяющим место педагогической профессии в системе смысловой жизненной ориентации, является характер ценностно-смыслового отношения к ней. Формирование структурной иерархии смысла жизни происходит тогда, когда ценностно-смысловое отношение, наполняя смысловые жизненные ориентации значимостью, преломляет их в компоненты иерархии. "Проведение единой жизненной линии заключается не просто в отделении значимого от незначимого (к чему часто психологи сводят всю проблему), - пишет Л.И. Анцыферова, - а в определении меры и масштаба значимости" (Психология формирования и развития личности, 1981, с. 39)1.
В.Э. Чудновский отмечает, что в основе ценностно-смыслового отношения к педагогической профессии лежит "своеобразие индивидуальности, способностей и личностного склада человека, особенности социальной макро- и микросреды, в которой он живет и действует". Переживание профессии как чрезвычайно значимой жизненной ценности.
1 Говоря о значимости в контексте структурной иерархии смысла жизни, необходимо сказать несколько слов об употреблении терминов в переводной психологической литературе. Важно заметить, что перевод термина "смысл жизни" с использованием английского "sense" неверен. "Sense" в первую очередь означает "чувство", "ощущение", во вторую - "сознание", "разум" (но английский эквивалент в этом случае употребляется во множественном числе), и только в четвертой словарной статье присутствует значение "смысл", но с таким значением слово "sense" употребляется лишь в ограниченном ряде случаев (например: "in all senses" - "во всех смыслах, во всех отношениях"; "in a sense" - "в известном смысле, до известной степени"). Точным переводом следует считать английское "meaning of life". В первой же словарной статье слово "meaning" переводится как "значение", "значимость" и "смысл". В. Франки в названиях своих книг "Воля к смыслу" и "Человек в поисках смысла" употребляет именно слово "meaning": "The will to meaning", "Man's search for meaning". Значимость - это одно из ключевых понятий при рассмотрении проблемы структурной иерархии смысла жизни, а следовательно, и ценностно-смыслового отношения.
Повышение значимости педагогической профессии до уровня смысла жизни является одним из факторов физического и психического здоровья (Максимова, 2001). Как уже говорилось выше, усиление значимости профессии происходит с раскрытием индивидуальных особенностей учителя в педагогической деятельности. Педагогическое творчество также может повышать значимость учительской профессии.
Возвращаясь к понятиям гармоничной и дисгармоничной структур смысла жизни, мы можем отметить, что в первом случае профессиональная деятельность наполняет жизнь смыслом, раскрывает индивидуальность учителя, способствует его самореализации. Цель придает смысл процессу, что приводит к единству процессуального и результативного удовлетворения. Во втором случае на первый план выходит неудовлетворенность своим трудом и переживание рутины повседневных обязанностей. Учителя отмечают, что не могут наполнить эту деятельность смыслом.
Говоря о формировании ценностно-смыслового отношения учителя к своей профессии, важно упомянуть работу Е.В. Мартыновой (2001), в которой исследователь отмечает у большинства студентов педагогических вузов личностную неготовность к будущей профессии. Ситуация на сегодня такова, что в вузе готовят предметников, не уделяя внимания формированию должного отношения к своей профессии. Это является одной из причин, по которым выпускники педагогических вузов не идут работать в школу.
Другими причинами неудовлетворенности работой в школе являются материальное положение учителей и высокая стрессогенность, уровень которой зависит не только от работы с учениками, но и от взаимоотношений с администрацией школы. Непроявленность результата, его длительная отсроченность также снижают привлекательность профессии учителя.
Примечателен в этом отношении тот факт, что именно значимость педагогического труда позволяет учителям-профессионалам преодолевать сложности подобного рода. P.M. Шамионов указывает, что интегральный показатель удовлетворенности трудом обнаруживает положительные связи с ценностными ориентациями (2002). Высокий уровень ценностно-смыслового отношения к профессии, в свою очередь, во многом обусловлен педагогическим творчеством. Именно оно способствует возникновению процессуального и результативного удовлетворения, когда "учитель осознает, что используемые им приемы и действия дают непосредственный эффект "здесь-и-теперь", вызывают эмоциональный отклик и большую заинтересованность учащихся" (Чудновский, 2001, с. 87). Несмотря на рутину и стрессогенность, "значимое выверяется и организуется так, чтобы обеспечить его выполнение, как бы ни сложились жизненные обстоятельства" (Психология формирования и развития личности, 1981, с. 39).
Однако, обращая внимание на значимость профессии для учителя, важно помнить, что, когда она оказывается единственным смыслом, подмявшим под себя все остальные, такая ситуация может оказаться разрушительной как для педагогического процесса, так и для всей жизни учителя. "Наличие одного лишь изолированного интереса, вбирающего в себя всю направленность личности и не имеющего опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, неизбежно лишает человека внутренней свободы и убивает дух" {Теплое, 1985, с. 309). Смысл жизни, в основе которого лежит одна, пусть даже очень важная идея, но изолированная от всех других, - такой смысл жизни не сможет быть позитивной основой эффективной, успешной педагогической деятельности.
Примером адекватного отношения к своей профессии и к другим сферам жизни, вероятно, может служить фраза из сочинения одной учительницы: "Любимая работа заполняет жизнь и на семьдесят процентов составляет ее смысл". В другом сочинении учительница пишет, что ее работа тесно связана с личной жизнью, и далее конкретизирует: "преподавание для меня - не только работа, но и своего рода хобби, я с удовольствием углубляюсь в преподаваемый предмет. Педагогическая деятельность - это психологический опыт, это не только общение и воспитание, это и самовоспитание. Работая с детьми, я "заряжаюсь" своеобразной энергией. Моя работа помогает мне решать проблемы в семье, а со временем поможет растить собственных детей". Надо добавить, что эта учительница недавно вышла замуж. Удовлетворение работой, ее успешность, вероятно, зависят от степени подкрепленное одной сферы жизни другой. В данном случае можно сделать вывод о том, что у этой учительницы ценностно-смысловые отношения к профессии и к семье тесно взаимосвязаны. Это один из примеров взаимоотношений двух компонентов структурной иерархии смысла жизни. Из приведенного отрывка видны составляющие привлекательности педагогической профессии для этой учительницы: увлеченность предметом, возможность личностного роста, процессуальное удовлетворение, общение.
Мы сделали попытку подробнее изучить психологическую структуру ценностно-смыслового отношения учителя к педагогической профессии. Респондентами стали учителя английского языка казанских коммерческих образовательных учреждений. Изначально можно было предполагать, что для этих учителей одним из приоритетов окажется материальная составляющая их труда. Однако в ходе исследования выяснилось, что это не так.
Респондентам (общее количество - 110 человек) было предложено написать сочинения на следующие темы: "Профессия в моей жизни", "Мое отношение к профессии", "Профессия учителя и здоровье", "Моя семья и профессия" и некоторые другие. Контент-анализ полученных сочинений показал, что самыми важными аспектами их труда являются: общение, процессуальное удовлетворение, социальная значимость профессии и возможность самораскрытия. Материальная отдача по количеству упоминаний оказалась лишь на пятом месте. Далее следовали возможность творчества, значимость преподаваемого предмета и возможность завоевания авторитета. Одиннадцать человек написали, что профессия для них - смысл жизни и призвание. Всего было выделено 9 значимых для учителей компонентов педагогической деятельности. Интересен тот факт, что ни в одном из сочинений не встретилось упоминания всех девяти компонентов одновременно. Каждый респондент определил в качестве значимых для себя от одного до шести компонентов.
Мы не получили ни одного сочинения с резко отрицательным отзывом о своей профессии. Всего два учителя пожаловались на немотивированность учеников; в семи сочинениях прозвучали жалобы на то, что педагогов утомляет рутина подготовки к урокам и проверки заданий; десять учителей написали об эмоциональной сложности профессии.
Из сочинений видно, что характеристика ценностно-смыслового отношения к своей профессии может быть как с положительным знаком, так и с отрицательным. Различной бывает и "наполненность" ценностно-смыслового отношения: у одних учителей она ограничена единственным компонентом, другие выделяют в профессии 5-6 значимых составляющих.
По-видимому, ценностно-смысловое отношение к профессии как компонент структурной иерархии смысла жизни в зависимости от своей масштабности и места в иерархии может по-разному влиять на всю структуру. Мы полагаем, что характер педагогической деятельности, ее успешность имеет прямую зависимость от способов взаимодействия и взаимовлияния всех компонентов структурной иерархии смысла жизни, их гармоничных или дисгармоничных взаимоотношений.
Литература
Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001.
Завалишина Д.Н. Динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. М., 2001. С. 193-203.
Максимова Е.А. Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя (опыт экспериментального исследования) // Мир психологии. 2001. №2. С. 149-153.
Максимова Т.В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. 2001. № 2. С. 114-117.
Мартынова Е.В. Роль смысложизненных ориентаций в системе профессиональной подготовки студентов педвузов // Мир психологии. 2001. № 2. С. 109-113.
Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыфе-ровой. 1981.
Теплое Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избр. труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1.
Чудновский В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентации учителя // Современные проблемы смысла жизни и акме. М.; Самара, 2002. С. 177-185.
Чудновский В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 181-188.
Шамионов P.M. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой // Мир психологии. 2002. № 2. С. 144-147.
Франкл В. Воля к смыслу. М., 2000.


 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".